Депутат Государственной Думы ФС РФ, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов, комментируя внезапный отказ районных поликлиник снабжать больных ВИЧ бесплатными лекарствами по месту прописки, выразил уверенность, что проблема – в отсутствии координации между профильными бюджетными учреждениями, имеющими разное территориальное и отраслевое подчинение. Порядок их взаимодействия, уверен парламентарий, должен быть прописан в законе. Также Михаил Романов намерен инициировать проверку опасной ситуации со стороны Генеральной прокуратуры и Минздрава России.

По данным расследования одного из специализированных городских СМИ, Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга признала незаконным распоряжение Комитета по здравоохранению № 529-р «О совершенствовании организаций медицинского обеспечения ВИЧ-инфицированных в амбулаторно-поликлинических учреждениях Санкт-Петербурга» от 2007 года, которое наделяло отделения хронических вирусных инфекций (ОХВИ) районных поликлиник правом выдачи бесплатных лекарств, переданных на районный уровень Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». Отныне нуждающиеся в терапии смогут получить лекарства только в самом Центре, расположенном на набережной Обводного канала, недалеко от Балтийского вокзала. Для больных людей это трудно, да и мотивация к таким поездкам у пациентов из числа наркоманов и алкоголиков зачастую отсутствует.

Выяснилось, что собственником поступающих в Санкт-Петербург антиретровирусных препаратов, которые снижают вирусную нагрузку на организм носителя ВИЧ и практически ликвидируют риск передачи болезни, принадлежат ведомству, вовсе не связанному с медициной – Комитету имущественных отношений. По данным журналистов, Санкт-Петербург – единственный город в России с такой уникальной управленческой структурой. Подведомственный Комитету по здравоохранению Центр по профилактике и борьбе со СПИД распоряжается принадлежащими КИО препаратами на правах оперативного управления и, как установила КСП, не имеет права направлять их в районные поликлиники, находящиеся в ведомстве районных администраций. Этому также препятствует отсутствие у Центра СПИД необходимой лицензии на фармацевтическую деятельность такого рода.

Комментирует Михаил Романов:

— Это не единственная ситуация, когда бюджетные учреждения разного подчинения — чаще всего, подведомственные Комитету по здравоохранению, Комитету по образованию и Комитету по социальной политике – не могут договориться между собой о порядке взаимодействия. За обучение отвечает Комитет по образованию, за лечение – Комитет по здравоохранению, а за предоставление льгот, пребывание в целом ряде реабилитационных центров и интернатов с программой обучения – Комитет по социальной политике. Большие трудности из-за не до конца проработанного межведомственного взаимодействия испытывают ветераны и инвалиды, медицинское и социальное обслуживание которых должно идти параллельно, но порой запутывается в бюрократических перипетиях. Необходимо в оперативном порядке принять целый пакет нормативных актов,

регулирующих межведомственное взаимодействие, в том числе создать легитимную правовую основу для снабжения больных ВИЧ лекарствами через районные поликлиники. Я намерен обратиться к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и к министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой с просьбой провести комплексную проверку ситуации и принять меры для того, чтобы подобное не повторялось впредь. Мы понимаем, что без доступной, близкой терапии, ВИЧ погубит немало жизней и может распространяться, поэтому данные бюрократические ошибки должны быть ликвидированы в максимально короткие сроки, иначе проверка Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга может обернуться эпидемией и получить необратимые и самые трагические последствия.