Депутат Государственной Думы ФС РФ, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту Михаил Романов в рамках встречи с интернет-блогерами Санкт-Петербурга обсудил дальнейшую судьбу плавучего ресторана «Серебряный кит».

Развлекательный комплекс «Серебряный кит», принадлежащий ООО «Фарсэй», — изначально московский проект. В этом году дебаркадер отмечает 20-летие: его начали строить в 2001 году в Москве по проекту славящегося футуристической манерой столичного дизайнерского бюро. Внутри планировалось разместить казино, бар, двухъярусный ресторан, ночной клуб, банкетный зал. Пока шла стройка, казино стали вне закона, и инициаторы проекта свернули концепцию «Кита» до ресторанно-танцевальной. А потом столичные власти убрали с Москва-реки все заведения. Тогда стальную рыбу разобрали и по частям перевезли в Санкт-Петербург. На «Северной верфи»» дебаркадер достроили. В 2005 году полная стоимость проекта оценивалась деловыми изданиями в 300 000 долларов. До 2008 года собственники дебаркадера занимались оформлением интерьеров, затем, не получив права на стоянку в центре города – ни на набережной Лейтенанта Шмидта, ни на Выборгской набережной, — вернули «Кита» в доки «Северной верфи». А в 2018 году он внезапно причалил к стенке набережной проспекта Обуховской обороны в створе Фарфоровской улицы. Ресторан так и не открылся, но за постройкой следит охрана.

Обитателей Невского района новый сосед напугал. Они называют его «морским чудищем», «страшной посудиной», «бельмом на глазу», которое мешает любоваться панорамой Невы. С первого дня стоянки «Кита» у Бабушкинского сада жители просят власти отшвартовать его в другое место, так как дебаркадер не вписывается в архитектурный облик невских набережных – не только окруженных дворцами и садами, но и таких промышленно-жилых, как набережные Невского района. «В граните Невы это смотрится нелепо. Может оно будет лучше рядом с Кукурузной?», «Ни дизайном, ни колером дебаркадер не вписывается в классическую архитектурную среду города и строгих невских берегов», — пишут горожане в соцсетях.

По мнению блогеров, присутствовавших на встрече с Михаилом Романовым, за, как минимум, 13 лет бездействия, прошедшие с момента завершения строительства «Кита», дебаркадер, конечно же устарел по всем параметрам: наверняка, уже есть ржавчина, что-то прогнило, лопнуло без эксплуатации и обслуживания. Данный объект — сложное инженерное сооружение, почти настоящий корабль, наполненный электрикой, гидротехническими механизмами и т.д. Все это требует сначала наладки для нормального функционирования, а потом — сервисных работ, обследования. Однако, «Кит», как минимум, с 2018 года стоит у Бабушкинского сада без использования и ремонта. По мнению блогеров, спроектированные в 2006 году планировка и интерьеры, фото которых можно найти в Интернете, вряд ли отвечают современным ресторанным требованиям. Пользователи соцсетей убеждены: у Обуховской стенки стоит проржавевший и устаревший дебаркадер, который собственники не могут никому продать. «Попробуйте оставить машину на улице без использования, прогрева двигателя, замены масла и т.д. хотя бы на год, что с ней будет? А тут огромный почти корабль, который все время омывается водой, весной в него колотятся льды, сам он все время бьется о набережную. Все понимают, что, скорее всего, он нуждается в масштабном ремонте. Поэтому его никто не покупает, он никому не нужен. Но причем здесь мы? Почему мы должны «любоваться» на остов этого ржавого монстра?» — задают блогеры логичный вопрос.

Михаил Романов согласился с тем, что, старый дебаркадер должен быть эвакуирован с Невы, как разукомплектованный автомобиль. Как пояснил парламентарий, стоимость аренды береговой линии для собственников «Кита» — чуть более 1 тысячи рублей в год. Поэтому и с точки зрения городского бюджета размещение дебаркадера является весьма спорным.

— Из открытых источников известно, что Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга заключил договор об аренде этого участка земли на проспекте Обуховской обороны с ООО «Фарсэй» в 2016 году. Срок действия договора — 5 лет. То есть аренда заканчивается в этом году. Большинство жителей Невского района против такого соседства, поэтому я буду обращаться в профильные ведомства Смольного, а также в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой о проверке законности размещения дебаркадера в Невском районе Санкт-Петербурга, — сказал Михаил Романов.