1. Главная
  2. /
  3. Новости
  4. /
  5. «Просто о сложном»: земельный надзор. часть...

Август в календаре Большого Росреестра – месяц земельного надзора. Управление Росреестра по Санкт-Петербургу в рамках рубрики «просто о сложном» продолжает знакомить вас с основами государственного земельного надзора: часть 2.

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР

Государственный земельный надзор осуществляется в формах:

  • профилактических мероприятий;
  • контрольных мероприятий: при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия.

Профилактические мероприятия проводятся для активирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований или причинению вреда охраняемым законом ценностям.

При осуществлении государственного земельного надзора профилактические мероприятия более приоритетны, чем контрольные.

Однако если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям или такой вред уже причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю органа государственного надзора для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.

Могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережений;
  • консультирование;
  • профилактический визит.

Могут проводиться следующие виды контрольных мероприятий и контрольных действий:

  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

Последние два вида – наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование – проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами.

Контрольные мероприятия делятся на плановые и внеплановые.

Плановые контрольные мероприятия:

  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Внеплановые контрольные мероприятия:

  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

ВАЖНО!

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» устанавливает исчерпывающий перечень оснований для включения в план проведения плановых мероприятий до 2030 года. Вопросы земельного законодательства не входят в указанный перечень оснований. 

Соответственно проведение плановых проверок соблюдения земельного законодательства до 2030 года не предусмотрено.

Проведение внеплановых контрольных мероприятий согласовывается органами прокуратуры. 

Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней.

Контрольные мероприятия, проводимые при взаимодействии с контролируемым лицом, проводятся на основании соответствующего решения. 

Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном частью 9, пунктом 1 части 10 статьи 23 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Контрольные мероприятия проводятся:

  1. в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 – 5 части 1 и частью 2 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
  2. в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления – по основанию, предусмотренному частями 2.3 и 2.6 статьи 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  3. в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации – по основанию, предусмотренному пунктами 4 и 5 статьи 29.2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При выявлении нарушений обязательных требований в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

  1. 1.выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения;
  2. 2.незамедлительно принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда охраняемым законом ценностям и информированию о наличии угрозы причинения вреда, способах ее предотвращения;
  3. 3. при выявлении признаков преступления или административного правонарушения информация об этом направляется в соответствующий государственный орган или при наличии соответствующих полномочий принимаются меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
  4. 4. принимаются меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принимаются меры по обеспечению его исполнения;
  5. 5. рассматривается вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Управление в течение 5 рабочих дней со дня поступления данных вносит сведения об объектах контроля в информационные системы, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Если в ходе контрольного мероприятия не выявлено нарушений, сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Материал подготовлен Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу:

8 (812) 654-64-30

pr@gbr.ru

78press_rosreestr@mail.ru